Работа с одаренными детьми


Человек, сделавший что-нибудь значительное, становится в известном смысле другим человеком.
С.Л.Рубинштейн
Личностью в специфическом смысле этого  слова, является человек, у которого есть свои позиции, свое ярко выраженное сознательное отношение к жизни…
У личности есть свое лицо.
С.Л.Рубинштейн

О работе с одаренными детьми
За время работы в школе у меня создалась определенная система выявления одаренных детей и работы с ними.
Нам, учителям биологии, труднее, чем учителям математики, физики.  Их предметы начинают изучаться раньше, и часть ребят отдают предпочтение этим наукам.
Опыт показывает, что правильно организованная работа дает и на нашу долю творчески думающих и способных  учеников.
Работу по выявлению одаренных детей условно делю на 4 этапа.

1 этап (пропедевтический).
Есть специальная программа по выявлению склонности ребят к изучению биологии и географии, согласно которой ежегодно проводятся часы занимательной викторины, экскурсии в  кабинет для учащихся 3-7 классов.
У многих ребят появляется желание как можно больше узнать о новой науке.
Таким учащимся предлагается чтение научно-популярной литературы (книги, брошюры, периодическая печать), имеющейся в кабинете химии.

2 этап. 
Предназначение первых уроков биологии и географии вижу в том, чтобы таких ребят было больше.
Первые уроки биологии и географии закладывают основы интереса к новому предмету.
Занимательные опыты, вопросы истории биологии, оригинальные задачи, ответы на которые требуют не просто воспроизведения знаний из учебников, а привычку думать и желание понять суть явлений – все это развивает познавательную деятельность учащихся.
Невозможно иметь какие угодно специальные способности, не имея при этом достаточно развитых общих способностей. Дело в том, что основой всех специальных способностей являются способности общие, и как бы вырастают из них.
В работе по выявлению одаренных детей использую результаты исследования «Универсального интеллектуального теста» (УИТ СПЧ), провожу микроисследования по изучению познавательных интересов учащихся, изучаю соответствующую литературу.
Все это позволяет мне сделать некоторые выводы.
Есть одаренность, проявляющаяся в способности к обучению, к овладению уже имеющихся знаний. Это «школьная одаренность», обычно она сопровождается быстротой умственной деятельности. Но часто такие дети не имеют собственного подхода к решению той или иной задачи, им нужен стандарт.
Другое дело творческая одаренность. Для таких детей  главное не усвоение знаний, а собственная работа мысли, нестандартный подход к решению любой задачи.
Моя работа направлена на создание условий для развития познавательной деятельности  учащихся. К таким  условиям отношу:

  • своевременное выявление интеллектуальных способностей;
  • качество содержания программного материала;
  • уровень профессиональной компетенции;
  • дифференцированная работа на уроке;
  • разнообразие и адресность творческих заданий.
3 этап.
В середине января для учащихся 8 классов объявляю о наборе на элективные курсы. Желающих обычно бывает много.
Работу курсов строю на основе организации групповой и индивидуальной творческой деятельности учащихся. Это работа со справочниками, энциклопедиями, проведение биологического  эксперимента, решение географических и биологических задач.
Особое внимание уделяю выбору самими учащимися различных творческих задач из предлагаемых мною.
Это повышает мотивацию выполнения задания и осознанную ответственность за свой выбор.
К концу учебного года  остаются 7-8 человек, самых стойких и любознательных.
И вот с ними начинается индивидуальная работа.

4 этап. 
Разработка системы творческих заданий для одаренных детей.
Требования к творческим заданиям:
  • задания должны вызывать интерес, поисковую активность и в то же время ответственность за качество их выполнения;
  • результаты выполнения каждого задания должны являться исходными данными для последующих;
  • задания должны быть комплексными, с учетом межпредметных связей;
  • задания должны предусматривать многовариантность решений.
На индивидуальных занятиях мы решаем олимпиадные задачи разного уровня. В кабинете около 60 книг для подготовки к олимпиадам, собраны задачи, требующие нестандартного подхода в их решении.
Первая возможность проверить свой уровень знаний, творческий потенциал у детей появляется во время проведения традиционной школьных олимпиад, победители которой отстаивают честь школы на районной олимпиаде.
Ребята очень ответственно относятся  к участию в олимпиадах, радуются за своих товарищей, переживают за них, гордятся своей школой.

Практика работы с одаренными детьми показывает:
  • никакое творчество не может состояться без достаточно хорошего развития интеллекта и соответственно необходимого и достаточного объема знаний;
  • нужны условия для развития познавательной деятельности одаренных учащихся;
  • не всякая деятельность обеспечивает развитие способностей, а только та, в процессе которой  возникают положительные эмоции, потребность  в познании.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий